Top.Mail.Ru

5 марта 2021

Диалог с детьми ради позитивного контента

Проект «Изучи интернет – управляй им» был представлен на всероссийской конференции «Информационная безопасность и дети

1-5 марта в Москве в гибридном формате «офлайн + онлайн» прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная безопасность и дети», главной темой которой стали воспитание и социализация в цифровую эпоху.

Организаторы конференции – Академия инновационного образования и развития, Российская академия естественных наук, Московский экономический институт при поддержке Координационного центра доменов .RU\.РФ, автора проекта «Изучи интернет – управляй им».

01.jpg

Андрей Воробьев, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ, выступил на пленарном заседании конференции с рассказом о просветительских проектах организации, направленных на формирование цифрового иммунитета детей и молодежи. В их числе: интерактивный образовательный проект Изучи интернет – управляй им, приложение к журналу «Внешкольник», где публикуются исследования в области детского интернета, а также примеры заданий из игрового раздела, викторины, приложения и чемпионата «Изучи интернет – управляй им», конкурс научных работ по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности «IT&IP LAW», Летняя школа по управлению интернетом.

«Понимание, как устроен интернет и как можно влиять на его развитие, должно формироваться со школьной скамьи. Координационный центр уделяет большое внимание детям и подросткам, студентам и молодым ученым, потому что мы видим, как не хватает деятельного участия российской молодежи в обсуждении вопросов развития интернета, - подчеркнул Андрей Воробьев. – Таким образом мы стараемся формировать, в том числе, кадровый резерв для участия в международных организациях и инициативах. Только так мы, наши идеи, могут быть услышаны».

02.jpg

Андрей Воробьев также анонсировал старт 5-го Всероссийского семейного IT-марафона, который пройдет онлайн со 2 марта по 30 апреля, и проведение 1-го Молодежного форума по управлению интернетом 6 апреля 2021 года на площадке Сколтеха.

Эксперты, принимавшие участие в пленарном заседании, также говорили о проблемах формирования безопасной информационной среды и цифровой социализации или адаптации человека к меняющейся под воздействием информационных технологий реальности. 

Так, Галина Солдатова, профессор психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор «Фонда Развития Интернет», рассказала, что сегодня почти каждый второй человек на Земле является представителем так называемого цифрового поколения: оно становится всё более влиятельным, с «его мнением уже невозможно не считаться». «В связи с этим возникает гипотеза новой нормальности, которая предполагает изменение привычного ракурса восприятия окружающей действительности. Главный тренд сегодня – это цифровая трансформация в экономике, образе жизни, социально-культурной составляющей», - отметила Галина Владимировна.

03.jpg

Так, для современных детей и подростков, особенно под влиянием пандемии, характерной стала гиперподключенность (длительное пребывание в сети) и обитание в смешанной реальности, когда разница между онлайном и офлайном стирается. Ведет это и к повышенным контентным и коммуникационным рискам: «В первую очередь наблюдается рост киберагрессии, овершеринга (со стороны родителей в том числе), а также число столкновений с негативным контентом», - добавила Галина Солдатова.

4 марта, на секции «Позитивный контент: формы его создания и распространения», выступила Виктория Бунчук, руководитель социальных проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ. Она подробнее представила проект «Изучи интернет – управляй им», который включает интерактивный портал с образовательными играми, викторину с тремя сотнями увлекательных вопросов об интернете и цифровых технологиях, приложение с тестами, словарь интернета; на платформе проекта регулярно проводятся онлайн-турниры и чемпионаты по цифровой грамотности.

«Наши общие рекомендации, как наполнить интернет позитивным контентом – создавать его как можно больше, объединяясь с партнерами и, как уже говорили спикеры, с детьми и подростками, - сказала Виктория Бунчук. – Например, над сценариями для образовательных игр проекта «Изучи интернет – управляй им» мы работаем вместе со школьниками и студентами в рамках «Школы реальных дел». Юные пользователи всегда в тренде и точно знают, какая тема актуальна в мире цифровых технологий. Они помогают нам шагать в ногу со временем и главное смотреть на проект их глазами, чтобы оставаться всегда интересными».

04.png

На секции также были озвучены критерии позитивного контента, разработанные Рабочей группой по информационной безопасности детей при Уполномоченной по правам ребенка. О них рассказал Урван Парфентьев, координатор Центра безопасного Интернета, ведущий аналитик РОЦИТ. Эти критерии могут применяться как для оценки качества, так и для создания контента – онлайн, видео- и печатной продукции. Согласно критериям, позитивным может считаться познавательный, образовательный, воспитательный, коммуникационный и развлекательный (с элементами обучения) контент, при этом он должен быть актуальным и грамотным. Важно и как он оформлен, насколько удобен в использовании и логично структурирован. Контент должен быть безопасным – свободным от уязвимостей и обеспечивающим надежную защиту персональных данных пользователей.

05.png

Запись круглых столов конференции «Информационная безопасность и дети» доступны на официальном канале журнала «Внешкольник» в YouTube.

Поделиться: