Мы поговорили с командой школьников, которая принимала участие во всероссийском конкурсе разработок «Цифровой прорыв 2020». Ребята рассказали, как справились с этой большой задачей и собираются ли связать свою будущую профессию с цифровыми технологиями
В июне состоялся второй онлайн-хакатон «Цифрового прорыва 2020», где был представлен кейс от Координационного центра доменов .RU/.РФ, автора проекта «Изучи интернет – управляй им». Кейс назывался «Домен .РФ»: участникам предстояло за 3 дня разработать приложение или сервис, способные корректно принимать, проверять, хранить, обрабатывать и отображать русскоязычные доменные имена и почтовые адреса (принципы Универсального принятия).
Среди команд, принявших вызов, была одна, состоявшая из школьников. Команда называется PFH (мы позже расшифруем эту аббревиатуру). Капитан: Сергей Тимошенков, преподаватель школы программирования CODDY. Участники команды: Мария Землянская (9 класс), Елисей Картавый (7 класс) и Виктор Кабаев (11 класс).
Ребята не заняли призового места, однако произвели впечатление на экспертов своей подготовкой, умением сосредоточиться в стрессовой ситуации и разработанным проектом – веб-сервисом с личным кабинетом, в котором пользователь может записаться к врачу, сделать пропуск, получить совет по уходу за здоровьем. При этом проект полностью соответствовал принципам Универсального принятия.
Мы поговорили с командой и узнали, насколько сложной для них была эта задача, чему они научились и планируют ли применять полученные навыки в будущем, а также немного отвлеклись от темы и спросили о дистанционном образовании в школе.
Как появилась ваша команда, что означает ее название и, обращусь к участникам, чем вы увлекаетесь, кроме программирования?
Сергей Тимошенков (капитан): Все мы познакомились на уроках программирования Python в школе CODDY, так и образовалась команда. Название придумали вместе: PFH – это аббревиатура словосочетания Programmers From Hogwarts :)
Маша: Я еще изучаю английский, французский, китайский языки, увлекаюсь физикой, состою в школьном ученическом совете и обожаю организовывать школьные мероприятия
Елисей: Я занимаюсь фотошопом, большим теннисом и самбо
Витя: Я тоже увлекаюсь спортом, в основном греблей
Как вы приняли решение участвовать в «Цифровом прорыве» и какие «бонусы» удалось получить от участия в этом соревновании?
Сергей Тимошенков: Командой двигало, прежде всего, любопытство: у нас не было особых планов, надежд или стратегии; хотели проверить себя – как будем справляться с задачами в стрессовых условиях
Витя: Лично я хотел попробовать свои силы: научиться чему-то новому, получить опыт работы в команде. Но и весело провести время тоже, а то в последнее время я заскучал…
Елисей: И еще мы хотели узнать друг друга получше
Почему остановили свой выбор на кейсе Координационного центра: тема универсального принятия была знакомой?
Сергей Тимошенков: Выбирали кейс скорее интуитивно. И в процессе поняли, что до этого момента вообще не задумывались об идее универсального принятия, а ведь она довольно масштабна! Мне нравится эта тема; рад, что на хакатоне было предложено множество решений, особенно интересны те, которые вошли в топ-3 – мы с командой надеемся однажды дорасти до их уровня
Витя: Я тоже думаю, что универсальное принятие необходимо, так как не все могут читать на английском языке. Плюс благодаря этой идее сохраняется культурное разнообразие в сети.
Елисей: А мне кажется, что эта тема актуальна только сейчас и будет популярна, может быть, еще несколько десятилетий, но потом пожилое поколение уйдет и исчезнет потребность в кириллических доменах
Маша: Да, тема актуальна только на данный момент, но скоро устареет, т.к. пожилое поколение активно учится пользоваться интернет-технологиями и необходимость в русскоязычных доменах отпадает
А есть ли у вас домены, может быть даже русскоязычные? :) Как их используете?
Сергей Тимошенков: Домены есть, но все латиноязычные. Использую для сайтов и своих fan-проектов
Елисей: У меня тоже есть несколько доменов, они не кириллические. Использую для электронной почты
Маша: И я использую свои домены для электронной почты. Среди них нет русскоязычных.
Вопрос к участникам команды: свяжете ли вы свою будущую профессию с интернетом и цифровыми технологиями?
Маша: Скорей всего, да. Правда, пока не определилась со специальностью и вузом.
Елисей: Я тоже пока не знаю, куда буду поступать после школы (сейчас выбираю между МГУ и Бауманкой) и будет ли моя профессия вообще связана с цифровыми технологиями. Но они, как минимум, останутся моим хобби.
Витя: А для меня обучение в вузе уже не за горами, так как я перешел в 11 класс. Планирую поступать на информационную безопасность и ещё рассматриваю бизнес-информатику.
И немного отвлекаясь о темы нашего разговора, спрошу вас о дистанционном обучении – актуальной сегодня темы. Как был организован этот процесс в ваших школах? И вообще, учеба в онлайн-формате вам понравилась больше или меньше традиционной?
Сергей Тимошенков: Однозначного ответа нет. Работать на «удаленке» проще: занимает меньше времени, легче сочетать работу с отдыхом. А вот организовать процесс обучения – сложнее, очень многое зависит от скорости интернет-соединения – и у педагога, и у детей. Но к счастью, инструментов для удаленной работы очень много: начиная от Skype или Zoom и заканчивая Trello, Git, Code.re. Отмечу, что в процессе обучения онлайн важно сочетать образовательные приемы с вовлекающими, иначе может потеряться чувство общности.
Елисей: Я считаю, что смог справиться с дистанционным обучением. Наши учителя использовали Zoom и Google classroom в качестве интернет-платформ для обучения, а также официальный сайт лицея для публикации домашних заданий и дополнительных материалов. Хотя наш сайт так использовался и до самоизоляции. Лично мне больше понравилось дистанционное обучение: можно дольше спать, так как не нужно тратить время на дорогу, по этой же причине стало больше свободного времени; на переменах можно поесть и подремать; да и вообще я интроверт: мне приятно работать из дома
Витя: Я тоже справился с режимом самоизоляции, хотя было непросто: очень много задавали. Считаю, что онлайн-обучение пока проигрывает классическому, всё-таки и у учителей, и у нас возникло много проблем
Маша: Дистанционное обучение в нашей школе прошло хорошо, но все же требует доработок. Занимались мы через Zoom, Google Class, Яндекс.Класс, Google Meet. Было бы здорово, если бы половину рабочей недели мы были на «удаленке», а половину – в школе. Общения все равно не хватает, да и некоторых учеников не мешало бы контролировать :)
То есть использовать цифровые технологии в обучении можно и нужно?
Сергей Тимошенков: Безусловно, да. Яркий пример удачного использования цифровых технологий – образовательная версия игры Minecraft EDU, обучение по которой ведут мои коллеги из CODDY. Она позволяет изучать химию, биологию, историю, литературу и даже ставить спектакли!
Витя: Конечно. Цифровые технологии помогают людям везде, и образование – не исключение.
Елисей: Нужно. Во всех классах в нашей школе уже висят электронные доски, которые мы используем как на программировании, так и на истории, биологии для прохождения тестов
Маша: В наших классах тоже есть электронные доски. И я уверена, что в ближайшие 5-20 лет в нашу учебную жизнь внедрится максимум цифровых технологий, чтобы облегчить жизни и учеников, и учителей
Беседовала: Виктория Бунчук